Все о статье 264 Уголовного кодекса РФ. - Ответственность за ДТП с пострадавшим


Все о статье 264 Уголовного кодекса РФ.


Нам доверяют свободу
не дай себя посадить, позвони с места ДТП 8 967 2642641 или WhatsApp

Ответственность за ДТП с пострадавшим?

Об ответственности за ДТП, что грозит виновнику аварии.

Напомним, что в соответствии с действующим законодательством за ДТП предусмотрены следующие  виды ответственности – гражданско правовая, административная и уголовная.

Гражданская ответственность

Такой вид ответственности предполагает обязанность виновника ДТП возместить потерпевшему причиненный вред в полном объеме. Она напрямую установлена гражданским законодательством РФ (ст. 15 ГК РФ).

В ряде случаев закон или договор обязывают виновника ДТП выплатить потерпевшим компенсацию сверх возмещения вреда, например упущенную выгоду, утраченный заработок и т.п. (ст. 1064 ГК РФ).

Для защиты прав потерпевших на возмещение вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу при использовании транспортных средств иными лицами, был принят Федеральный закон об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств и всех водителей, допущенных к их управлению (ОСАГО). С этого момента каждый водитель обязан застраховать свою гражданскую ответственность, прежде чем начать управлять автомобилем (п. 1 ст. 4 Закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ).

Это в значительной степени решило проблему возмещения вреда потерпевшим от негативных последствий ДТП. Однако при определенных обстоятельствах, например при оставлении виновником места ДТП, нахождении его в момент ДТП в состоянии опьянения, отсутствии у виновника права управления автомобилем, умышленном ДТП, страховая компания после осуществления потерпевшему страхового возмещения имеет право предъявить виновнику регрессное требование в размере осуществленного возмещения и понесенных при этом убытков (п. 1 ст. 14 Закона N 40-ФЗ).

 Административная ответственность

Данная ответственность применяется к виновникам ДТП в случае нарушения ими правил дорожного движения, за нарушение которых законом установлена такая ответственность. В настоящий момент к водителям, нарушившим ПДД и виновным в ДТП, применяются четыре вида административной ответственности (гл. 12 КоАП РФ):

1) штраф в размере от 500 до 30 000 руб.;

2) лишение права управления автомобилем на срок от одного месяца до двух лет;

3) административный арест сроком до 15 суток;

4) обязательные работы от 100 до 200 часов.

Указанные виды административной ответственности применяются в случаях, если в ДТП нет погибших и потерпевшим не причинен тяжкий вред здоровью.

 Обратите внимание!

В общем случае штраф за административное правонарушение в области дорожного движения (за исключением ряда штрафов) может быть уплачен в размере половины суммы наложенного штрафа не позднее 20 дней со дня вынесения постановления о его наложении. В случае если исполнение постановления было отсрочено либо рассрочено, штраф уплачивается в полном размере (ч. 1.3 ст. 32.2 КоАП РФ; Постановление Конституционного Суда РФ от 04.12.2017 N 35-П).

 Уголовная ответственность

Поскольку данный сайт об уголовной ответственности за ДТП, при которых получили телесные повреждения или погибли люди, то говорить мы будем в основном о статье 264 УК РФ.

      С официальным текстом и санкциями, предусмотренными статьей 264 УК РФ, вы можете познакомиться по ссылке.

      Основной вопрос, волнующий водителей, попавших в дорожно-транспортное происшествие, при котором получили телесные повреждения или погибли люди, это кто виноват в аварии, возможна ли обоюдная вина и  какие варианты дальнейшего развития событий возможны, а так же каковы последствия и как себя вести, чтобы минимизировать или избежать наказания за ДТП с пострадавшими.

Условно можно выделить три возможных варианта развития событий после дтп с пострадавшими, погибшими:

 Вариант первый. В действиях водителя отсутствует состав преступления. Говоря простым языком – водитель не виноват.

 Упрощенно состав ст. 264 УК РФ состоит из следующих юридических фактов:

в действиях водителя усматриваются нарушения Правил дорожного движения. Нарушения ПДД обязательно должны состоять в прямой причинной связи с ДТП. Если, например, водитель не пристегнулся, то он нарушает ПДД, но это нарушение как правило не состоит в причинной связи с ДТП. Даже если водитель управляет автомобилем в состоянии алкогольного опьянения, это не всегда находится в причинной связи с ДТП.

Например,  пьяный водитель проезжает регулируемый перекресток на разрешающий сигнал, а в него врезается автомобиль, который движется на красный. Погибают пассажиры. За управление в состоянии опьянения водитель будет привлечен к административной ответственности (лишен права управления ТС). К уголовной ответственности будет привлечен водитель автомобиля, который выехал на запрещающий сигнал светофора, поскольку именно его нарушение состоит в прямой причинной связи с наездом (мы говорим про уголовную ответственность, не путайте с гражданско-правовой).

 

При ДТП причинен тяжкий вред здоровью или смерть пассажира.  

Об определении тяжести вреда здоровью и механизма причинения телесных повреждений. Причинение телесных повреждений так же должно состоять в прямой причинной связи с ДТП. Например, если пешеход выбежал на проезжую часть и умер от разрыва сердца, а в следующий момент на него совершил наезд автомобиль, то водитель этого автомобиля не должен нести уголовную ответственность за смерть пешехода. В практике наших специалистов таких случаев не было. Чаще встречаются случаи, когда пострадавший в ДТП  умирает в больнице. Только после экспертизы водитель узнает, что ДТП не состоит в причинной связи со смертью.

Если водитель не нарушил Правила или не причинил тяжкий вред здоровью или смерть, то в его действиях отсутствует состав преступления, предусмотренный ст. 264 УК.

Уголовное дело в этом случае не должно быть возбуждено, а возбужденное подлежит прекращению. Подробней об основаниях прекращения уголовного дела…

Хотелось бы предостеречь водителей от «самолечения», поскольку разобраться имеется ли в действиях водителя состав преступления, например, располагал ли водитель технической возможностью избежать наезда на пешехода и т.д., под силу только юристам, специализирующимся на ДТП с пострадавшими.

К сожалению, многие водители обращаются за консультацией специалистов по ДТП уже после того, как подпишут протокол осмотра и схему ДТП, дадут изобличающие себя показания или карточку ведеорегистратора. Помочь таким водителя получается не всегда.

Второй вариант. В действиях водителя усматривается состав преступления, но удается примириться с потерпевшим.

Если показаниями свидетелей, видеозаписями и/или следами на проезжей части доказано, что в действиях водителя есть состав преступления, то такому водителю рекомендуется рассмотреть возможность примирения с потерпевшим. В этом случае в соответствии со ст. 76 УК РФ и ст. 25 УПК РФ уголовное дело подлежит прекращению. Посмотрите видео о прекращении уголовного дела в связи с примирением.

Наши специалисты говорят, что ДТП -  это объективный конфликт ранее незнакомых между собой людей или даже их семей. Для разрешения этого конфликта требуется время, терпение и помощь профессионалов.

Обратите внимание на наиболее часто допускаемую ошибку при общении с потерпевшим.

Сразу после ДТП виновный водитель прибегает к потерпевшему, "трясет его как грушу", пытаясь выяснить у него размер компенсации. Не получив ответа,  уговаривая потерпевшего обещает ему чуть ли не  купить квартиру.

Водитель не учитывает, что потерпевший не отвечает ему сразу, поскольку  не знает, сколько будет длиться лечение и реабилитация, а соответственно, не может подсчитать причиненный ущерб.

В отличие от автомобиля, здоровье человека бесценно, а значит, сложно оценить размер компенсации.

После того, как водитель успокоился и проконсультировался, он зачастую забывает о перепевшем и о своих обещаниях. Такое поведение водителя обижает потерпевшего, что порождает еще больший конфликт, затрудняя в дальнейшем процедуру примирения.

Примирению с потерпевшим часто мешают родственники последнего, которые хотят откровенно заработать на ДТП. В нашей практике были случаи, когда виновный в ДТП водитель предпринимал неоднократные попытки примириться с потерпевшими, но из-за завышенных требований родственников добровольно возместить ущерб не мог.

В этот момент была принята амнистия. В дальнейшем виновному водителю не было смысла продолжать попытки примирения. Потерпевший лишился добровольного возмещения вреда, а доказать в полной мере причиненные убытки в суде он не мог и оказаля в худшем положении, чем если был согласился на добровольное возмещение ущерба.

Важно. Переговоры и оформление примирения необходимо проводить под контролем профессионалов.

Обратите внимание, что прекращение уголовного дела это право, а не обязанность следователя, прокурора или суда. Не всегда они соглашаются на прекращение даже тогда, когда об этом ходатайствуют потерпевшие. Чаще это происходит по делам, где погибли люди, даже несмотря на то, что закон предусматривает прекращение дела в связи с примирением с родственниками погибших, которые признаны потерпевшим. Не охотно суды прекращают дела, по которым водитель управлял автомобилем в состоянии опьянения. И уж тем более не возможно прекращение уголовного дела в отношении водителя который ранее привлекался к уголовной ответственности.

Отказ в прекращении в связи с примирением объясняют двух объектным составом (непосредственным объектом является безопасность дорожного движения и эксплуатации транспортных средств,  дополнительным – жизнь и здоровье человека). Нам кажется это не совсем так, поскольку четкого указания на это в статье нет, а потерпевшим по уголовному делу признаются только люди, которым причинен вред здоровью или родственники погибших.

Наши специалисты полагают, что отказы судов в прекращении уголовного преследования в связи с примирением с потерпевшим объясняется скорее введением ст. 25.1 УПК РФ (прекращение уголовного дела или уголовного преследования в связи с назначением меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа). По сути, это тоже примирение с потерпевшим, только с оплатой штрафа государству.

Таким образом, государство хочет получать деньги за прекращение уголовного дела. Так бы все деньги получил потерпевший, а так придется делиться с государством. Полагаем, что потерпевшим эти деньги были бы нужней.

Тем не менее прекращение уголовного дела по ст. 264 УК РФ с связи с примирением с родственниками погибшего возможно и такая практика существует. Уверены, получится уи у Вас.

 

Причинение в результате ДТП телесных повреждений своим родным и близким, которые изначально не имеют претензий к водителю.

Отдельно необходимо рассмотреть вопрос о причинении при ДТП телесных повреждений своим близким родственникам и знакомым. Чаще это происходит, когда они находятся в автомобиле виновного водителя в качестве пассажиров.

Несмотря на то, что пострадавшие изначально не имеют претензий к водителю, следователь вынужден возбудить, расследовать и направить уголовное дело в суд, где оно может быть прекращено в связи с примирением. Формально следователь обязан так сделать, поскольку ст. 264 УК РФ относится к статьям публичного обвинения. Дело возбуждается по факту причинения телесных повреждений и заявления пострадавшего не требуется.

Но не всегда возбуждение уголовного дела устраивает потерпевших, поскольку из-за этого их родственник, который к тому же часто оказывается единственным кормильцем, может лишиться работы. В этих случаях для отказа в возбуждении уголовного дела приходится проявлять изобретательность. Свяжитесь с нами, мы постараемся помочь.

 

Третий вариант - судимость.

Не всем виновным  водителям удается примириться с потерпевшим или суд не соглашается на прекращение уголовного преследования.

В этом случае водителя ожидает худший вариант - это судимость.

От действий водителя и его защиты зависит будет ли связано наказание с реальным лишением свободы или суд ограничится условным или применит иной вид наказания.

Может по вине судей, которые не разбираются в расследовании ДТП, а может и по вине защиты, при вынесении приговора судьи не всегда учитывают степень вины водителя.

Одно дело, когда пьяный водитель выезжает на детскую площадку, где совершает наезд, а другое - когда под колеса автомобиля, которым управляет абсолютно трезвый и законопослушный водитель, выбегает пешеход, но водитель неправильно реагирует на возникшую опасность и допускает нарушение ПДД. Несмотря на то, что последствия одинаковые, мы полагаем, что в этих случаях наказание одинаковым быть не должно.

Приходится констатировать, что в последние несколько лет наблюдается тенденция к ужесточению наказания. Если раньше за ДТП с одним погибшим, при условии, что обвиняемый водитель ранее не судим и характеризуется положительно, давали условный срок, то теперь можно получить не мене 1,5 года колонии поселения.

Обратите внимание, что уголовно-правовая система нашей страны устроена так, что, к сожалению, вопрос о виновности и невиновности водителя фактически решается не судом, а следователем в момент возбуждения уголовного дела.

Если при ДТП получили телесные повреждения или погибли люди, рекомендуем добиваться отказа в возбуждении или прекращения уголовного дела на стадии следствия. Шанс, что Вас оправдают в суде, не превышает 1%.

Именно поэтому не затягивайте, сразу обращайтесь к специалистам.